Отзывы на книгу: Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР; Новое литературное обозрение, 2021

663 р.

Где купить

Отзывы (17)


  • 4/5

    Люди, поставившие единицу, явно погорячились. Это крайне несправедливо. Аргументы к единицам, прямо скажем, не очень содержательные. Практически все эти легенды я уже слышал и разбираются они здесь достаточно качественно. Читается легко.

  • 5/5

    Отличная книга. Читается, конечно, не так легко и запросто как переводной нон-фикшн от Альпины. Понимаешь, что авторы - не стремятся "продать" книгу или идею. Они просто серьезные университетские антропологи и фольклористы. Потому и язык, и лексика иногда околонаучные, и сам текст построен по канонам научного исследования. Хотя понять суть это не мешает, есть и юмор и ирония. Особенно круто, что не навязывается точка зрения вроде "все было плохо" - авторы явно стараются каждый факт сделать именно фактом и доказать исследованиями, ссылками на документы. Есть вопросы к повторениям одних и тех же тезисов - может, просто писали два человека и во многом повторились. Но зато доходит с третьего раза лучше. Читать было интересно и текст вызывает доверие. Но не всегда просто, приходилось дозировать)

  • 5/5

    Замечательная книга! Намного глубже, чем кажется на первый взгляд! Основной посыл работы авторов: как умело манипулировать сознанием целого поколения. Хотя, думаю, что многие, прочитавшие сей труд, так до конца и не поняли его идею...

  • 5/5

    Очень полезная книга для современных стремительно упрощающихся думать и анализировать мозгов . Ничто не нОво под луной ))) Всё что мы сейчас имеем в плане управляемости сознанием , массами , всё это уже было и потрясающе разобрано и разложено в этой книге . Вы только вдумайтесь . В то время не было никаких телефонов , интернетов , смс оповещений . Всё передавалось из уст в уста , на кухнях , в коллективах и на собраниях . Разумеется и газеты подключались к процессу . И читайте какой степени психозы нагонялись в обществе . То что уж говорить о сегодняшнем времени , где вообще никак невозможно закрыться от информационных потоков , ураганов , цунами . Которые хочешь не хочешь а хоть краем но заденут сознание человека . Это очень важная книга для нынешнего человека . Отрезвляющая , перетряхивающая мозги , заставляющая включить свой собственный мозг , запустить когда то уже заблокированные процессы , в результате массового воздействия слухами , домыслами , пересказами . Читайте эту книгу !!!!

  • 2/5

    Эту книгу сложно назвать научной. Она очень плохо структурирована: что-то повторяется по несколько раз, что-то не объясняется вообще или объясняется гораздо позже, одна легенда может описываться с разных сторон в разных частях книги, а другая остаться не законченной, потому что её прервали ссылками на неуместное исследование и другими легендами. Да, ссылок на чьи-то исследования тут много, вот только эти исследования зачастую не связаны ни с СССР, ни с тем временным периодом, ни с психологией толпы. Зачем приводить эти исследования здесь? При этом, когда речь заходит о том, что на самом деле происходило в СССР, ссылок на источники читатель найдёт не много. Предполагается, что мы поверим авторам на слово, видимо. Почему? А самое главное: для того, чтобы собрать все советские легенды, достаточно просто провести опросик на фейсбуке (ведь все российские пенсионеры там сидят). Не нужно общаться с людьми, анализировать в каких условиях они жили, чтобы понять какие легенды в каких кругах были популярны и насколько. Нет, сообщения на фейсбуке с указанием возраста и города проживания - достаточно. Не удивительно, что никакого анализа и выводов в книге нет. Зато есть нагнетание (порой даже с использованием художественных приёмов).
    По моему мнению, научной ценности в этой книге немного (хотя бы потому, что выводов очень мало, да и те не всегда логичны и опираются на факты). А вот рассказать о том, как страшно было жить в СССР в любом десятилетии у книги получается прекрасно.

  • 1/5

    Знаете какая самая опасная вещь в этой книге? Сама книга!!! Если вы хотите интересное и занимательное чтение о городских легендах - проходите мимо. Треть книги одна вода из пустого в порожнее. Даже мне, филологу по образованию, было скучно. Монографии моих профессоров в конце 90х были гораздо занимательнее. Набравшись терпения, прорвалась дальше. Но когда добралась до "городских легенд" о советской гигиене.... Мне очень захотелось послать авторов по всем известному адресу. По мнению авторов мытьё рук после улицы, переобувание в домашнюю обувь и переодевание в домашнюю одежду это пережиток 30х и 40х годов когда, по мнению авторов, города СССР утопали в грязи. Даже мытьё рук после денег для них - пережиток прошлого. Как здоровому человеку придет в голову писать такое, я не знаю. Книгу категорически не советую никому. Даже врагу. Минус 10 по шкале от нуля до плюс десяти.

  • 5/5

    Любопытная и полезная книга А. Архиповой и А. Кирзюк, двух столичных фольклористов и антропологов, привлекла большое внимание рецензентов Лабиринта, в массе своей порекомендовавших ее другим читателям. Однако из этих рецензий не складывается целостная картина, позволяющая оценить данное исследование в полном объеме и с точки зрения содержания, и с точки зрения оформления.
    Позвольте мне предложить вам свое мнение. Начну с понятия, вынесенного в заголовок. Под городской легендой (она же слух) авторы понимают историю, фактически ложную, но правдоподобную для рассказчика, чье действие разворачивается в настоящем, в недалеком прошлом или в недалеком будущем, в привычных для аудитории реалиях. Это не анекдот (про Штирлица или Василия Ивановича), это не сказка (про черную руку в черной перчатке). Это то, о чем говорят, не всегда в это веря, люди друг другу – для смеха, но нервного, потому что, как сказано в названии книги, легенды эти страшные. Про смерть, болезни, жестокость – всё, чего мы подсознательно ждем от других и боимся.
    Соответственно своей главной задачей А. Архипова и А. Кирзюк считали понять, зачем люди придумывали эти слухи (а они, эти легенды, оказываются нужны), повторяли их и как реагировали на них.
    Книга состоит из шести глав. Гл. 1 — это очень подробное и толковое введение, раскрывающее суть явления «городские легенды» во времени и пространстве. Гл. 2-3 рассказывают о городских легендах, инициированных сверху («агитлегенды», как назвали их авторы – государственная пропаганда о ядах, иголках, толченом стекле в жевательной резинке и конфетах, полученных от иностранцах, пропитанных разной дрянью буржуйских джинсах и проч.). Гл. 4-6 повествуют о городских легендах, которые появлялись и распространялись между советскими гражданами на «горизонтальном уровне», без участия властных институтов (которым эти институты иногда подыгрывали, а иногда активно противодействовали).
    У нас эту тему не изучали с середины 1920-х до конца 1980-х гг. Поэтому осталось очень мало оригинального материала. Авторы нашли его в воспоминаниях и дневниках современников, материалах НКВД и КГБ (в том числе в подвергнутой цензуре переписке), а также посредством интервью с жившими в те годы людьми. А. Архипова и А. Кирзюк честно отмечают, что последними были преимущественно жители крупных городов, поэтому городские легенды глубинки, явно иные по теме и содержанию, они не смогли отразить в полном виде.
    Они также честно признают, что часть их респондентов охотно и подробно вспоминали городские легенды своего детства, часть заявила, что ничего подобного у них не было, а еще кто-то обвинил авторов в том, что они их просто придумали (даже среди рецензентов Лабиринта оказался один такой человек).
    А. Архипова и А. Кирзюк дают многочисленные примеры отечественных и зарубежных легенд, доводя их до 2019 г. Здесь я нашел одну фактическую ошибку – фильм «Белое солнце пустыни» вышел в 1970, а не 1969 г. Мелочь, конечно. Авторы убедительно показывают, как отдельные мифы пережили века (напр., о врачах/врагах-отравителях), и легко возродились в «прогрессивное» время, вреди образованных людей…
    Типовое серийное оформление. Очень немного (всего 10!) иллюстраций, хотя их, очевидно, можно было бы найти больше. Есть внушительный список литературы и источников, список терминов, перечень сюжетов городских опасных легенд. Тираж 3000 экз. имеет шансы разойтись в относительно непродолжительный срок.
    Рекомендую этот обстоятельный и академический, но в целом доступно написанный труд всем интересующимся повседневной жизнью в СССР в 1930-80-е гг., а также вопросами менталитета людей того времени (да отчасти и нашего).
    © Как много писателей, как мало читателей…

  • 3/5

    Книга довольно посредственная. Очень много повторов, «то да потому». Некоторые легенды достаточно интересные и хорошо раскрыты, но все равно скучновато написано.

  • 4/5

    О, хищные вещи века, на душу наложено вето
    Наше представление о реальности состоит из того, что мы о ней помним. Проблема заключается в том, что помнить мы можем не то, что было, а то, что наш мозг считает нужным вспомнить. Городская легенда - часть такой дополненной реальности.
    "Всякий есть то, что он ест", "встречают по одежке", а место (совокупность вещей, составляющих среду обитания) "красит" человека, хотя бы поговорка и утверждала обратное. Мы живем в мире вещей, он наша вторая, рукотворная природа. Он, как всякая природа, стихиен - помимо утилитарного смысла обретает сакральный.
    Вещи-помощники служат верой и правдой, многократно окупая стоимость в финансовом выражении ("я без нее как без рук")
    вещи-посторонние, непонятно зачем поселились в нашем пространстве, ни пользы от них, ни радости
    и вещи-господа - купишь в кредит из соображений престижа, а расплачиваешься после годами несвободы. И есть вещи-оборотни, кроме основного смысла, несут неожиданный, часто пугающий.
    Книга Александры Архиповой и Анны Кирзюк о таких, хотя ее охват шире предметов, имеющих материальное выражение. "Вещь" здесь скорее в значении философской категории: предмет, событие, артефакт - явление обобщаемое понятием "городские легенды". И у этой работы то преимущество перед дежурными воспоминаниями о советской жизни, что написана она как беспристрастный научный труд, с позиций антропологии, культурологии, социологии и фольклористики.
    "Опасные советские вещи" одновременно увлекательный в силу самой тематики нон-фикшн, набор аналитических инструментов, которыми авторы снабжают читателя, просто увлекательное чтение, дающее возможность вспомнить советское детство тем, у кого оно было, получить внятное представление - тем, кто не застал. В книге шесть глав, первая посвящена методологии: какими средствами будет проводиться анализ: интерпретативному, меметическому, операциональному подходам, она может производить впечатление излишне пересушенной и академичной, но оптимальна, имея в виду эмоциональное воздействие предмета.
    Опасные знаки и советские вещи расскажут о профиле Троцкого на спичечном коробке, Гитлере, которого можно было особенно изловчившись, увидеть в складках платья Колхозницы на мухинской скульптуре, о кварталах домов, расположенных в форме аббревиатуры СССР и лесопосадках в форме свастики. Излишне пояснять, что львиная доля перечисленного существовала в воображении наблюдателей и появлением обязана гиперсемиотизации - явлению, ведущему начало из большого террора тридцатых, когда мыслепреступление могло стать причиной для ареста и лагерей, а советский человек приучивался внутренней цензурой неустанно бдеть.
    Как легенда стала идеологическим оружием. Увлекательный экскурс в историю советского анекдота, и, не менее актуальный, рассказ о методах, какими пропагандистская машина переключает вектор и градус стихийного народного интереса в том направлении, какое ей удобно и выгодно: фейклор, имитация низовой инициативы, астротурфинг - распространение выгодной властям предержащим точки зрения, высказанной как глас народа (корявым языком, в лубочном стиле).
    Свои чужие опасные вещи - откуда есть пошла школьная игра в "сифак", как стандартизация института общественного питания породила массу городских легенд о крысиных хвостах в колбасе и окурках в нарезном батоне. Как советские истории такого рода отличались от американских и чем бывали схожи. Как недоверие к общепиту сочеталось с не меньшей неприязнью к продуктам "от частника" - одна и та же мотивационная риторика: "ты же не знаешь, чего они туда кладут". О гипертрофированных, на взгляд большинства западноевропейцев, гигиенических навыках, и о том, как по сей день трудно бывает пересилить себя уже нынешним бабушкам, чтобы купить еду на вокзале.
    Чужак в советской стране о ксенофобии по-советски и колониализме наоборот, когда "самим жрать нечего, а этим чернож... составами шлем и электростанции строим". О Фестивале и Олимпиаде, о гипертрофированных мерах безопасности, предпринимавшихся в ожидании визита африканских и южноамериканских гостей, вплоть до вывоза из Москвы детей и вакцинации от холеры ста шестидесяти тысяч предположительных контактеров.
    Взрослые страхи и детские легенды Черная Волга, которая забирает детей - миф, уходящий корнями к черным "Марусям" времен большого террора и причудливо преломившийся в зеркале времени там, где о маньяках и организованной преступности нельзя было говорить официально, потому что в социалистическом обществе отсутствуют предпосылки для такого рода криминала. Перманентное ожидание ядерной войны, с которым жили советские дети семидесятых и городской фольклор победы
    "Рейган к Горбачеву приезжает, тот дает ему калькулятор: "На все кнопки можешь нажимать, а на красную нельзя" Рейган играл-играл, нажал случайно на красную, тут Горбачев заходит: "Бери резинку,стирай с карты Америку". А также более сложный - имитации поражения от лица врага "Во имя Джона..."
    Семитской риторики, как на мой взгляд, могло бы быть поменьше, в Казахстане моего советского детства выраженного антисемитизма не было, но была национальная политика, ущемлявшая в правах всех представителей некоренного населения. Везде свои нюансы. Интересная и познавательная книга.

  • 5/5

    Это серьезное антропологическое исследование, которое рассматривает распространенные страхи советского человека и их отражение в текстах городских легенд. Во время работы над книгой авторы переработали огромное количество теоретических источников, проводили опросы и интервьюировали носителей легенд. Несмотря на это стиль изложения легкий и доступный. Отличная книга, которая поможет больше узнать об истории СССР на примерах из реальной жизни обычных людей.

  • 5/5

    Чрезвычайно занятная книга, прослеживающая возникновение городских легенд, многие из которых в том или ином виде до сих пор сохранились на постсоветском пространстве. О некоторых из них приходилось слышать, другие же просто изумили. В какую только чушь не верили люди! Сегодня, впрочем, их благородные потомки поджигают вышки связи, отказываются от прививок и отрицают ВИЧ. Невежество будет всегда, и его не стало меньше, к сожалению. просто оно перешло в иные формы. Но читать было очень интересно, как и все книги о культуре повседневности у НЛО, впрочем. Рекомендую!

  • 5/5

    Сначала заказала себе, а, после прочтения, еще и в подарок подруге. Эту книгу не мешает прочесть каждому здравомыслящему человеку)) Очень помогает более терпимо относиться к происходящему вокруг, особенно в и-нете. Всё это уже было...

  • 5/5

    Пока не прочитал, но оглавление - с интересным содержанием: тут и тридцатые, и 70-ые, и более позднее время.
    Пока бегло пролистывал книгу, не нашел в ней историю о памятной советской монете к 60-летию Великой Октябрьской революции в 1 рубль. Легенда гласила, что "бдительные" граждане в последний момент увидели в элементе дизайна звезду Давида, и монету срочно "забраковали" буквально накануне выпуска в оборот.
    Бумага белая, хорошая, шрифт мелковат. Тираж - 3000 экз.
    Значительный объем книги отведён на Примечания и Литературу и источники. Иллюстраций всего 10 (десять) штук. Как по мне, маловато для научного исследования (может, в финальный вариант книги попало не всё).
    Интересно будет вспомнить кое-что, с чем некоторые люди реально имели дело.

  • 4/5

    Книга шикарная! Я очень люблю историю. В книге есть и факты, и сами истории и легенды, очень интересно прочитать о том, откуда они берутся, и сравнение городской легенды с вирусом, как люди им «заражаются» и как он передается.

  • 5/5

    Серьезное исследование доступно и просто изложенное для широкого круга читателей. Прочитала много нового, не знаю, есть ли подобные исследования, но для меня эта книга оказалась совершенно уникальной. В "сифу" играли и в нашей школе, была поражена найдя в книге объяснение этой игре.Подробно разобран миф о распятом мальчике. Для расширения кругозора, рекомендую всем, даже далеким от истории и этнографии людям. Бумага, печать - всё высокого качества, книга выдержит не одно прочтение.

  • 5/5

    Замечательная книга. Как философ по образованию, могу оценить дизайн предпринятых авторами исследований
    как редактор по профессии - стиль изложения. Вывод: это научно-популярная литература в самом хорошем смысле этого слова - написанная специалистами, основанная на богатом фактическом материале, изложенная увлекательно, четко и ясно.
    В первый же день знакомства с книгой проглотила 150 страниц, большинство историй зачитывала вслух домашним. Во второй половине книги истории становятся более однотипными, и авторы, к сожалению, не везде ясно оценивают и показывают существенную разницу между совершенно фантастическими историями и теми, которые основаны на реальных фактах - их почему-то тоже причисляют к легендам. Тем не менее, этот уникальный на сегодня обзор советской городской мифологии можно рекомендовать любителям non/fiction, интересующимся историей страны, городским фольклором, социальной психологией - и просто тем людям, которые не прочь блеснуть в дружеской беседе неожиданной, но правдивой историей.

  • 5/5

    Отличная книга! Тот редкий случай, когда серьёзная научная работа совмещает лёгкость и увлекательность изложения. Книга не только про "советские вещи", но и в целом про механизмы "информационного заражения", формирования слухов, сплетен, "массовых помешательств". Не оставлены в стороне и примеры буквально последних лет, в том числе образцы современной мифопропаганды и их исторические корни, тянущиеся на десятки лет в прошлое. Единственная претензия - недостаточно чёткое качество старых иллюстраций.



Где купить (1)

Цена от 663 р. до 663 р. в 1 магазинах

МагазинЦенаНаличие
663 р.
Один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года
Промокоды на скидку

Наличие уточняйте
23.06.2024
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку
Avito доставка позволит получить любой товар, не выходя из дома

История цены

МагазинПоследняя известная ценаОбновлено
Лабиринт
1093 р.
13.07.2024
Подписные издания
956 р.
06.02.2023
book24
877 р.
07.07.2024
Читай-город
877 р.
07.07.2024

Описание

Джинсы, зараженные вшами, личинки под кожей африканского гостя, портрет Мао Цзедуна, проступающий ночью на китайском ковре, свастики, скрытые в конструкции домов, жвачки с толченым стеклом - вот неполный список советских городских легенд об опасных вещах. Книга известных фольклористов и антропологов А. Архиповой (РАНХиГС, РГГУ, РЭШ) и А. Кирзюк (РАНГХиГС) - первое антропологическое и фольклористическое исследование, посвященное страхам советского человека. Многие из них нашли выражение в текстах и практиках, малопонятных нашему современнику: в 1930-х на спичечном коробке люди выискивали профиль Троцкого, а в 1970-е передавали слухи об отравленных американцами угощениях.

В книге рассказывается, почему возникали такие страхи, как они превращались в слухи и городские легенды, как они влияли на поведение советских людей и порой порождали масштабные моральные паники. Исследование опирается на данные опросов, интервью, мемуары, дневники и архивные документы.

2-е издание.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательНовое литературное обозрение
Год издания2021
СерияКультура повседневности
ISBN978-5-4448-1174-0,978-5-4448-1598-4,978-5-4448-1847-3
Размеры84x108/32
Обложкатвердый переплёт
Кол-во страниц536
РазделКультурология. Искусствоведение
Количество страниц536
Формат130x205мм
Вес0.53кг


Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Культурология. Искусствоведение - издательство "Новое литературное обозрение"

Категория 530 р. - 795 р.

Книги: Культурология. Искусствоведение

Категория 530 р. - 795 р.

закладки (0) сравнение (0)

11 ms