Сравнить цены на книгу: Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР; Новое литературное обозрение, 2019
456 р.
- Издатель: Новое литературное обозрение
- ISBN: 978-5-86793-991-5
- Книги: История и организация народного образования
- ID:1760033
Где купить (1)
Цена от 456 р. до 456 р. в 1 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Магазин | Последняя известная цена | Обновлено |
---|---|---|
Буквоед | 709 р. | 08.12.2022 |
book24 | 600 р. | 07.12.2022 |
Яндекс.Маркет | 717 р. | 04.06.2024 |
МАЙШОП | 277 р. | 06.06.2024 |
Описание
В настоящем сборнике очерков по истории российской системы образования конца XIX - первых десятилетий XX века представлена широкая панорама правительственных инициатив и практик реализации "на местах" проектов, нацеленных на улучшение качества преподавания и оптимизацию условий вовлечения малообразованных жителей многонационального Российского государства в полноценный образовательный процесс. Сборник охватывает описание образовательной политики всех типов школ - от начальной до высшей, включая технические, профессиональные, религиозные, национальные и женские учебные заведения. Обилие цитируемых архивных документов позволяет проследить цепочки непрерывных исторических изменений, генетически связывающих историю российского образования до и после 1917 года. Помимо собственно школ, в издании рассматриваются особенности деятельности института попечителей учебных округов, работа инспекторов народных училищ, специфика организации земского попечительства над образованием; в том, что касается советского периода, - система советского партийного образования, появление устойчивой социальной страты "спецов", эксперименты в области образования 1920-х годов и т.д.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Дмитриев Александр Николаевич, Балашов Евгений Михайлович, Андреев Дмитрий Анатольевич |
Переплет | Твердая бумажная |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2019 |
Серия | История науки |
Кол-во страниц | 896 |
Раздел | Общая педагогика |
ISBN | 978-5-86-793991-5 |
Количество страниц | 896 |
Формат | 145x216мм |
Вес | 0.96кг |
Размеры | 14,50 см × 21,60 см × 4,00 см |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Тематика | Другие издания |
Отзывы (1)
- spl — 13 Января 2016
Система образования, как и любая другая система России, претерпела на протяжении второй половины 19 – первой половины 20 в. значительные преобразования. Число реформ, ниспосланных ей то царскими, то большевистскими сановниками едва ли поддается учету.
Это очень интересная сфера – ведь уча учителей, власть учила всё общество. Показывая, кого она хотела бы видеть будущими гражданами. Поэтому история образовательной политики в Российской империи – СССР показательна и (для кого-то) поучительна.
Исследование, предпринятое большим авторским коллективом (всего 19 человек) под руководством А.Н. Дмитриева, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики, рисует обстоятельную и последовательную картину перемен, проводимых правительствами императорской России и советской республики на протяжении полувека.
Издание состоит из трех частей. Первая, общим объемом в 350 стр., рассматривает высшее и основное образование Российской империи с конца 1880-х гг. до 1917 г. Здесь авторы анализируют и высшее образование с наукой в России, и начальные со средними учебными заведениями страны, образовательную политику Святейшего синода, институт инспекторов народных училищ, а также попечителей учебных округов. Вторая часть (объемом в 250 стр.) берет период с 1917 г. по конец 1930-х гг., где оценивает реформу высшей школы, роль Наркомпроса, преобразования в системе школьного образования, пролетаризацию высшей школы, научную политику СССР и систему партийного образования. Третья часть (объемом в 280 стр.) разбирает ряд сквозных тем – просвещение национальных окраин до и после революции, высшее специальное образование при царях и при большевиках, государственная политика в сфере профессионального научного труда женщин, а также зарубежные командировки русских ученых.
Завершается этот массивный (без малого 900 стр.) сведениями об авторах.
Данный научный труд выстроен в академических традициях – каждая работа опирается на существующие источники (как опубликованные, так и архивные) и исследованиях других авторов (как отечественных, так и зарубежных).
Статьи носят различный характер – от довольно обзорных очерков объемом в 15-20 стр. до глубоких исследований той или иной темы на 80-90 стр.
Лишь в первых трех статьях есть иллюстраций – фото и рисунки.
По мнению самих авторов, сквозным сюжетом книги можно назвать проблематику иерархий и неравенства в области формально вполне эгалитарной. Активное противостояние и конкуренция – женщины и мужчины, русские и национальные меньшинства, приват-доценты против ординарных профессоров, частные гимназии против государственных, «красные» студенты против бывших «белоподкладочников», втузы vs. университеты – это лишь малая часть тех конфликтов и полей напряжений, существовавших в рассматриваемое авторами время.
Авторы сознательно оставили за скобками и иные, не менее важные и интересные темы: новые методики обучения и воспитания, зарождение института образовательной экспертизы, роль психологии для оптимизации и перестройки учебного процесса (еще задолго до большевиков), но это отнюдь не обеднило их труд.
Конечно, это чтение не предполагает спешки, рассчитано на предварительное знакомство не только с историей России и СССР того периода, но изнание соответствующих реалий, поэтому едва ли может быть предложено широкому читателю. А вот всем, интересующимся историей нашей страны и историей отечественной педагогики весьма и весьма рекомендую это качественно подготовленное и оформленное издание.
Жду продолжения этого исследования, посвященного событиям с середины 30-х по конец 80-х гг.
Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Книги: История и организация народного образования
Категория 364 р. - 547 р.